Как маски стали частью культурного наследия Венеции и вернулись в карнавал
История венецианских масок: от символа свободы до ремесленного искусства

Изображение сгенерировано нейросетью Dall-e
Венеция — город-символ, где каналы заменяют улицы, а маски стали неотъемлемой частью облика. Это не просто украшение, а культурный код, отражающий историю, свободу самовыражения и общественные традиции. Подробнее о том, почему венецианская маска — больше, чем карнавал, можно узнать на сайте Туристас.
Начало традиции
Карнавал в Венеции впервые упоминается в 1094 году, а официальный статус получил в 1296-м. В преддверии Великого поста улицы наполнялись праздником, и жители надевали маски, чтобы освободиться от социальных ролей. Никто не знал, кто скрывается под ней — это давало чувство свободы и безнаказанности.
Разнообразие масок
Маски имели разные формы и предназначения. Баута позволяла говорить и есть, не снимая её. Вольто полностью закрывала лицо. Коломбина украшалась перьями и стразами, а моретта делала женщин молчаливыми, удерживаясь во рту пуговицей. Маска чумного доктора с «клювом» служила медицинской защитой, а позже стала карнавальным атрибутом.
Ограничения и запреты
Со временем маски стали использовать и в повседневности — для обмана, азартных игр, нарушений. Власти начали вводить ограничения ещё в XIII веке: запретили появляться в маске вне карнавала, особенно в общественных местах.
Возрождение традиции
После падения Венецианской республики в 1797 году маски исчезли. Лишь в конце XX века карнавал вернулся как культурное событие. Сегодня маски создаются вручную мастерами, особенно на Мурано. Они — часть искусства и наследия города, напоминание о том, что в Венеции всегда можно было быть другим.