Музыка

«Жизнь - это остров»: фронтмен «Сетей» Ян Николенко о новом релизе, модном звучании и работе с «Би-2»

фото: Александра Овчеренко

Первый вопрос, конечно, хотелось бы задать про новый сингл «Остров» – поздравляем с релизом! Давно ли была написана песня, как велась работа над треком, и долго ли рождалась аранжировка?

Песню я придумал в прошлом году, как раз в самый разгар всей этой пандемийной истории. Увидел её во сне практически в готовом виде – то ли это был сон про какой-то наш вымышленный концерт, то ли про какую-то творческую сессию с Лёвой «Би-2». Там были строчки «мелькают дни» и «жизнь – это остров», то есть, какие-то ключевые фразы ко мне пришли. И вот я во сне коллегам как бы предлагаю такие строчки. Уже проснувшись, я понял, что то, что придумалось и у меня в голове играет, – это очень неплохо. Сейчас рядом телефон мобильный болтается у всех – вот я и успел это дело на диктофон зафиксировать, пока всё в ночи не растворилось. Прямо намычал, до сих пор сохранились забавные такие записи. А потом, уже очухавшись с утра, пошёл на свою домашнюю студию и начал делать аранжировку, потому что я сразу понял, что песня получается крутая.

Когда сделал первоначальные наброски, показал Шуре «Би-2». Он друг мой, и он очень точный цензор всего, что я делаю. Он заинтересован в том, чтобы у всех в группе «Би-2» все было хорошо, так сказать, в личной жизни – в творческой, по крайней мере. Чем лучше все получается у музыкантов в своём, тем больше интерес к «Би-2», тем интереснее её участники. Поэтому всех, кто что-то делает, он поддерживает. Он сразу сказал, что это, пожалуй, хит, «давай-ка, Яник, я в этом деле поучаствую, её надо сделать модно». Он любит что-нибудь сделать «модно». Шура сразу же договорился с очень хорошим аранжировщиком и продюсером Андреем Белым, он такой электронщик, говорит, вот здесь надо «примоднить» вот так, здесь вот так и вот так. Андрей крепко приложился к моему первоначальному наброску и сделал упор больше на танцевальность, прифанкованный такой модный бит с прямой бочкой – у меня всё было значительно более «инди», потому что я так не мыслю, как он.

Сведением трека занимался Эдриан Бушби, обладатель двух «Грэмми». Очень интересно, как такое сотрудничество стало возможным, как вы связались и сошлись ли в работе?

С Бушби мы знакомы очень давно, опять-таки через Шуру. Шурик – это такой человек-мотор, человек-постоянная организация какого-то хайпа вокруг себя. В общем, как-то он затащил этого Бушби на концерт «Би-2». Бушби в общих чертах всё понравилось, а дальше Шурик ему на вечеринке после концерта говорит: «А давай, Эдриан, ты одну-две песенки нам сделаешь». Тот сказал, что занят – в то время он был полностью погружен в группу Muse и с ними работал, но Шурик его уломал. И вот где-то с середины десятых годов Эдриан Бушби сводит все альбомы «Би-2».

фото: Александра Овчеренко

И тут Шурик ему подсунул мою песню как новый трек «Би-2». Потому что, если просто так показать – Эдриан мог сказать, слушай, ну ты мне уже всё подряд носишь. Он в основном работает по контрактам, и у него нет времени отвлекаться на один трек. А тут ему Шурик прислал, а он и говорит: «Что-то ты мне не «Би-2» прислал, это случаем не вашего флейтиста голос?» Шурик говорит: «А как ты догадался?» - «Ну я же был на вашем концерте, голос Яна я запомнил, у него такой характерный высокий голос, это явно поёт он». Но песня ему понравилась, он согласился её сделать, и это фантастический для нас прорыв. Так что теперь нам придётся либо опять обращаться к Бушби со следующими песнями, либо искать кого-то в России или за границей, кто дотянется до его уровня, потому что ниже этой планки опускаться не хотелось бы.

Это уже не первый опыт работы «Сетей» с зарубежными специалистами. В 2018 году ваш альбом сводил Стефан Боман в Стокгольме. По-твоему, есть какие-то преимущества у зарубежного саундпродакшна перед отечественным?

Постепенно наши подтягиваются, я так скажу. Ещё лет десять назад была пропасть. Раньше всё упиралось в техническую составляющую – даже если были талантливые звукорежиссёры, у нас не было таких студий, которые бы позволяли работать на уровне британцев, шведов или американцев. А сейчас всё более-менее нивелировалось. Если у тебя есть хороший цифровой сетап плюс есть уши и вкус, то ты в состоянии даже дома делать очень адекватную работу. Вот Стефан Боман, который сводил нам альбом «Просто», он по большей части дома и работал. Что-то он дополнительно делал на студии, но основную часть всю сделал дома. Я это понял, когда мы с ним переписывались – он геолокацию не отключал, и было видно, что он не в Стокгольме, а где-то в шведской деревне сидит. Прокатился на лыжах – и снова, значит, «Сети» сводить. Ну, собственно, здорово, что сейчас так можно.

Наверное, пандемия этому поспособствовала в некоторой степени. Хоть что-то положительное в ней есть.

Да. Опыт работы с Боманом был прекрасный, он крутой человек, но он нам всё-таки, как выяснилось, не очень-то подошел по видению. Он сделал альбом, как я считаю, слишком мягким, слишком аккуратным. Хотелось бы всё-таки посовременнее, пожёстче немножко, поэнергичней. Я так и не смог пробиться, вероятно, сквозь языковой барьер. Я пытался ему показывать примеры того, что мне нравится, но он каждый раз в свою очередь присылал что-то такое, ну, не совсем то, что я хотел. Но в конце концов мы нашли золотую середину, он свёл альбом, я им доволен. Но Бушби круче. Прости, Стефан.

фото: Александра Овчеренко

В пресс-релизе к клипу «Остров» как раз-таки говорится, что группа сейчас отходит от классического «поп-рок»-звучания в сторону более электронных аранжировок. Это некий эксперимент для одного сингла, или же «Сети» планируют и дальше работать в электронном саунде?

Я ищу баланс между электроникой и инди-роком, к которому я всегда тяготел. На стыке этого дела сейчас самая актуальная музыка и получается. Большинство групп – они начинают как инди-рок. На репетиции своей бренчат на гитарах, плохо играют на барабанах и так далее. Потом постепенно осваивают компьютер, секвенсоры, включают прямую бочку – и все это выравнивается, и неожиданно получается хит. По этому пути идет огромное количество групп, и мне тоже это интересно. Традиционный инди-рок сейчас уже неактуален. Он, может, ещё вернется, как всё возвращается, но в настоящий момент это тупиковый путь. Интересно искать что-то между жанрами. Я стараюсь ходить между стилями, но ни в коем случае не погружаться совсем в танцевальщину или в мрачный инди. Всё время находиться где-то посередине – такое моё творческое кредо.

«Остров» коллеги по группе оценили положительно, а было такое, что приносишь что-то, говоришь: «Вот моё новое детище», а в ответ звучит: «Знаешь, Ян, как-то не очень»?

По-разному бывает, конечно. Шурик – он большой поклонник «Сетей», он уже несколько лет нам помогает и советами, бывает, и деньгами – в общем, чем он только нам не помогает. И ему, по большей части, нравятся все песни, которые я пишу. А вот Лёве, например, далеко не все. И коллегам моим от раза к разу – у всех своё представление, как должно быть. Они все, конечно, переживают, если у меня что-то не получается. Сразу начинают меня жизни учить, говорить, ты вот это делаешь неправильно, а может быть тебе попробовать «примодниться», попробовать поработать с другим аранжировщиком. Они дают советы, потому что им не всё равно. В любом случае, я рад, что у меня есть такие внимательные цензоры, которым, как только у меня что-то есть, я сразу это показываю.

фото: Антонина Кирнос

А как ты понимаешь вот это «примодниться»? Насколько для тебя важны тренды и соответствие им?

Я никогда в жизни, честно говоря, не делал этого. И это был большой минус – мы всегда находились где-то на периферии трендов. Когда все играли инди-рок а-ля Red Hot Chili Peppers, когда был гранж в огромном почете – у меня была группа «Эдипов комплекс», которая играла арт-рок. Который был тогда ну совсем не в моде, и никто этот арт-рок не слушал, а мне его хотелось играть. Потом, когда все заиграли какое-то эмо, я решил играть поп-рок, и создал группу «Сети», и мы стали играть такие простые, очень незамысловатые песни. Я искал какое-то новое слово, а все в тот момент играли что-то другое, и так оно всё время происходит. Не могу сказать, впереди я нахожусь или догоняю всегда. Но мне никогда не интересно делать именно что-то модненькое. А в случае с «Островом» Шурик просто задавил меня авторитетом. Он сказал: «Давай мы сделаем вот так и посмотрим, как это сработает, а дальше ты можешь сделать, как тебе вздумается. Дай мне одну песню сделать, как я её вижу». И вот он её сделал, и получилось-то круто! Я вот теперь думаю: может быть, всё это время, когда ребята мне говорили, что надо «примодниться» – зря я снобился.

Какова была реакция слушателей на новую работу?

Народ в восторге, я просто счастлив от того, насколько все как-то близко к сердцу приняли. И в текст занырнули, комментируют слова. Музыку отметили, что классно. Теперь самое важное, чтобы на радиостанциях и телеканалах сингл и клип успешно прошли, чтобы попали в хит-парады.

А насколько сейчас важна ротация на телевидении и радио? YouTube и интернет в целом не вытеснили старые площадки ещё?

В больших городах постепенно вытесняют, даже можно сказать, что почти вытеснили. Но поскольку мы много гастролируем, я вижу, что в провинции по сей день куда ни зайди – висит этот огромный телевизор, а на нём либо «МУЗ-ТВ», либо ещё какой-то такой канал. И оттуда играет музыка, не всегда на мой вкус, но народ сидит, кушает и слушает. И это происходит везде. Телевизор по стране ещё как работает. Большое количество регионов, где интернет выше 3G не поднимается – куда там стримить HD-клипы. Радио люди активно слушают – едут на работу на машине и слушают. Я, когда езжу с «Би-2» на гастроли, с утра стараюсь в городах ходить именно от себя на местные радиостанции: рассказывать про группу «Сети», ставить песни и так далее. И я неоднократно отмечал, что я сажусь потом в такси, ехать в гостиницу, и там именно эта радиостанция и работает. Надо охватывать всё.

фото: Александра Овчеренко

Сейчас ситуация даже усложнилась по сравнению с тем временем, когда мы начинали. Тогда было понятно – вот нужен продюсер, у которого есть ключи от каких-то там телевизионных боссов, к которым он ногой открывает дверь. Он куда-то туда зашел, где-то они о чём-то договорились, и в результате, бах – и твой клип попал в какую-то передачу на центральном телевидении или в ротацию на MTV. И всё, в принципе – это и был рецепт попадания людям в глаза и уши. А сейчас ты должен обязательно свою собственную энергию направлять на раскрутку в интернете, без этого уже никак, потому что никто за тебя это не сделает. Люди сразу видят, если аккаунт ведёт какой-то равнодушный человек, какой-то бот, никому это не интересно. Я лично много творческого контента заношу на страницы «Сетей».

За комментариями в социальных сетях следишь?

Когда такой релиз – конечно, это очень важно. А если это просто какой-то промежуточный пост, мол, «привет, ребята, хорошая погода» – тогда, если честно, меня не очень интересует, что там пишут, я особо и не захожу. Но понятно, что когда ты выкладываешь новую песню, то идёшь, и читаешь, и негодуешь, если кому-то что-то не понравилось.

Споришь с теми, кто выражает негатив?

Нет, это точно нет, потому что я прекрасно знаю, что это тупиковый путь. Мне удается себя одёргивать каждый раз – даже когда хочется, я этого не делаю. И хорошо, потому что больше времени остаётся.

Недавно Lenta.ru опубликовала новый выпуск документального сериала «История русской поп-музыки» о 2002 годе, отдельная часть которого была посвящена группе «Сети». Там ты вспоминал, что на этапе становления группы была выбрана неправильная тактика раскручивания коллектива, не было легенды, и потому интерес к группе на тот момент быстро угас. А какой образ у «Сетей» сейчас? Есть ли та самая легенда?

Мне кажется, сейчас уже поздно что-то придумывать о себе. Тогда мы были очень молодые и нас никто не знал. Я играл в группе «Сплин», но это была эпоха до Интернета, какие-то фанаты группы знали меня по концертам, но не более того. И можно было преподносить себя, как угодно, любую загадку, любую интригу вводить. А сейчас меня знают уже как облупленного, как музыканта «Би-2», да я и сам о себе уже давно всё рассказал. Поэтому что-то сейчас выдумывать – это будет смотреться нелепо и претенциозно. Я отказался от придумывания легенд и стараюсь делать упор исключительно на то, какие у нас песни, какие мы исполнители, как мы это живьём играем. Для меня самое важное сейчас, чтобы были концерты, потому что у нас очень крутой «живой» состав. И мне хочется, чтобы люди увидели, как мы играем, какие у меня ребята играют. Это прямо моя мечта – чтобы у нас пошли наконец сольные концерты, а не только на разогреве у «Би-2», как это было последние два года.

фото: Александра Овчеренко

В нулевые весь шоу-бизнес, особенно музыкальное направление, строилось на создании мифов и обрастании легендами.

Обязательно скандал нужен был!

А сейчас наступил период новой этики, новой искренности, в котором как раз за такое тебя не то что не полюбят слушатели, а еще и погрозят пальцем, и скажут, что вести себя так нехорошо. Почему так произошло – почему ещё 20 лет назад люди, наоборот, радостно потребляли такой контент и верили в подобные истории?

Это была новинка для нашей страны. Американский и английский шоу-бизнес давным-давно в этом всём существует. Создание легенды, скандала, мифа – вот это всё. Мы же жили в стране, где всё было максимально, по крайней мере так преподносилось, максимально искренне. Вот человек – он просто вышел и поёт, он уходит со сцены – и там он такой же. Условно, Высоцкий – он и в жизни такой, как на сцене. Пропагандировалась такая простота, душевность и прямота. А дальше людям захотелось вдруг чуда какого-то. Захотелось, чтобы существовал волшебный мир, в котором существуют небожители, они друг друга убивают, у них там разборки с бандитами на Сейшелах – такой мир, волнующий, детективный. И это не девочка из Уфы, и не мальчик из Хабаровска какой-нибудь – что вы, это инопланетянин, который приземлился и давай петь песни. Бытовуха – это был отстой. А сейчас постепенно всё возвращается к тому, что бытовуха – это не так уж и плохо. Потому что все наелись красивых историй и теперь пытаются заглянуть друг к другу в дома. На то им, кстати, в помощь и Instagram, и вот Zoom, например.

Какой сейчас посыл у группы «Сети», главный месседж?

А он и не менялся никогда. Моё внутреннее ощущение – всегда хочется быть таким воином света в тёмные времена и давать людям надежду. Не превращаться в слащавое что-то, показывать, что жизнь многогранна, но всё равно нести свет и давать надежду. Вот в этом я и вижу наш ключевой образ: люди, которые говорят по душам, и помогают этим самым душам… Исцеляться – громкое слово, но помогают этим душам чувствовать себя лучше.

фото: Александра Овчеренко

В планах группы запись и релиз полноценного альбома присутствует в ближайшее время?

Да, эта работа в процессе. Мы сейчас сильно отвлеклись на продвижение вот этой отдельной песни, а так – я сижу дома и набрасываю новые треки, будем их скоро записывать. Уже сейчас готово семь песен, и осталось, в общем, не так много. Сейчас большие альбомы по пятнадцать песен уже почти никто не делает, потому что их всё равно никто не слушает в таком объёме, всё равно люди по треку слушают в основном. Поэтому, я думаю, ещё песни три – и будем выпускать. Самое главное, чтобы прекратилась пандемия, и можно было наконец ехать играть концерт, эта работа в стол – она, конечно, угнетает. Какое-то время мы все посидели дома, но уже хочется двигаться.

Где хотелось бы провести тот самый сольный концерт, которого ждёте? В каком городе, может, на какой-то конкретной площадке?

Во всех городах, нет никаких абсолютно преференций. Лучшие концерты могут проходить и не в Москве, и не в Питере, а в Красноярске и Иркутске, где угодно. Никогда не знаешь, где ты поймаешь вот эту настоящую эйфорию, настоящий кайф. В каком-то городе могут принять плохо, а в следующем ты будешь чувствовать себя, как будто ты из Beatles и впервые приехал.

Ты упомянул, что Шура «Би-2» всячески поддерживает сторонние проекты своих музыкантов. Насколько это частая история в сфере? Почему-то кажется, что большинство фронтменов хотели бы, чтобы музыканты не отвлекались и тратили свое время на основную группу.

Это абсолютно справедливое замечание, просто нам в этом плане повезло. В этом один из секретов «Би-2», на самом деле. Они не зациклены сами на себе, они постоянно создают вокруг себя какое-то творческое вращение, всё время подтаскивают новых людей, всё время с кем-то стараются вместе что-то сделать, и, соответственно, поддерживают начинания всех участников. Более того, иногда даже соглашаются уступить дату концерта «Би-2», если у меня, либо, скажем, у нашего гитариста Андрея Звонкова (у которого также есть собственный проект «Теория струн» - прим. ред.) какой-то важный концерт. Они говорят: «Ладно, окей, тогда мы на этот день ничего назначать не будем». Да, нам повезло, поэтому мы уже столько лет и играем вместе – очень дружеский и внимательный друг к другу коллектив подобрался.

фото: Александра Овчеренко

Когда же ждать выхода нового альбома «Сетей»? Или хотя бы следующего сингла?

Я думаю, через год. Раньше не получится. Какая будет следующая песня, я пока не буду говорить, сделаю – и покажу. К Новому году, наверное. А сейчас мы клип выпустили, видеоряд – потому что мне очень хочется показать всем не только себя, но и группу музыкантов. Понятно, что концертов сейчас нет, с работой тяжело – откуда взяться огромному бюджету миллионному на дорогие съёмки. Нам надо было простыми средствами как-то донести, чтобы и песню не испортить, и чтобы красиво было. Мне очень помогла моя жена Катя – она стала режиссёром клипа. Она полностью всё взяла на себя, мы до конца не верили, что получится красиво – не в неё, конечно, а в себя не верили, что справимся в кадре, правильное настроение создадим все вместе. Это сложно, но вроде получилось. Кате спасибо огромное, она молодчина. А самое главное – весь бюджет в семью, не надо режиссёру ничего платить.

фото: Александра Овчеренко

А проще родному человеку объяснить своё видение?

Сложно. Бывает проще довериться незнакомому человеку. Более того, когда он делает – ты понимаешь, что у него своё такое видение. А когда свой родной человек – ты себя ощущаешь вправе говорить: «Это всё не то, это всё должно быть не так». И начинается семейная драма, потому что в данном случае передо мной не жена, а режиссёр, и она говорит: «Вот я как делаю, так и будет. Либо бери другого режиссёра, и посмотрим, как ты там с ним будешь ругаться». Я результатом очень доволен, надеюсь, что и людям тоже понравится.

Читайте boda в: