Крым могут разделить каналом: почему идея снова обсуждается
Почему в недалеком будущем Крым могут «перерезать» водным каналом
© Сайт Президента России / kremlin.ru
Проект, которому больше века, снова оказался в центре внимания. В районе Ак-Монайского перешейка на востоке Крыма рассматривают возможность строительства судоходного канала, способного соединить Чёрное и Азовское моря напрямую. Предложение не ново — первые обсуждения датируются концом XIX века. А археологи и вовсе нашли следы канала, которому около 2,5 тысяч лет: его прокопали скифы. Сегодня инженеры вновь говорят о нём всерьёз. Причин несколько.
Перешеек, который легко перерезать
Керченский полуостров соединён с остальной частью Крыма узкой полосой суши — Ак-Монайским перешейком. В ширину он местами едва достигает 16 километров. Рельеф там ровный, высоты минимальные — всего 1–2 метра над уровнем моря. Почва — песчаник, достаточно прочный для укрепления берегов.
То есть условия удобные: копать глубоко не придётся, а береговая линия будет устойчивой. Скифский канал был всего 4 метра глубиной, 5 — шириной и растягивался на 22 километра. Для современных технологий это незначительные параметры.
Зачем нужен новый канал, если есть Керченский пролив?
Этот вопрос звучит чаще всего. Но у специалистов есть аргументы, почему второй путь в Азовское море всё-таки может понадобиться.
Экономика Азовского побережья растёт
Внимание государства к региону усиливается. Строятся дороги, модернизируются порты, появляются новые курортные зоны. Приазовье рассматривается как будущий центр притяжения населения — по аналогии с Краснодарским краем, который за последние годы заметно увеличился в численности.
Рост населения и развитие хозяйства всегда приводят к увеличению судоходства. Сегодня же попасть в Азов можно только под аркой Крымского моста. Пропускная способность ограничена, суда нередко ждут своей очереди. К тому же Керченский пролив мелководный. Чтобы корабли могли проходить, под дном действует Керчь-Еникальский канал, который постоянно заиливается и требует очистки.
Новый канал позволил бы разгрузить трафик и создать дополнительный маршрут между морями.
Вопрос безопасности судоходства
Международная напряжённость делает Азовское море уязвимым. Любая авария может парализовать единственный действующий морской коридор. Достаточно вспомнить случай в Балтиморе, где обрушение моста полностью остановило работу порта. Если по какой-то причине арка Крымского моста будет повреждена, движение судов окажется заблокированным.
Вторая водная линия стала бы резервом, способным поддержать транспортное сообщение. Есть и природный фактор: в Керченском проливе сильные ветры и переменчивые течения. Иногда суда вынуждены ждать, выбирая более спокойную погоду. Канал на перешейке мог бы снять часть рисков.
Проект пока остаётся на бумаге
Ни утверждённого плана, ни сроков нет. Сейчас страна сосредоточена на других задачах. Но эксперты уверены: как только регион войдёт в фазу активного развития, Приазовье и Крым станут важными центрами экономики и туризма. И тогда к идее канала, возможно, вернутся — как к элементу инфраструктуры, который должен обеспечить стабильность судоходства и поддержать рост южных территорий.