Путешествия

Призрак в горах: пешком по самой сложной заброшенной дороге России

Generated by DALL·E

Мы продолжаем исследовать Чинейскую железную дорогу — самую сложную высокогорную магистраль России, по которой прошёл всего один поезд. После этого её бросили. В прошлых материалах мы рассказали о её феномене и об Удоканских горах, богатых месторождениями. Теперь наш путь лежит вдоль путей, уходящих в предгорья.

Республика гофры и руины надежд

Современные железные дороги — царство сайдинга и новых технологий. А детище лихих 90-х, Чина, — это республика гофры, ржавого металла и бетона. Из окна нашего внедорожника мелькают просевшие насыпи и одинокие мосты. Рядом тянется грунтовая автодорога. Она в целом проходима, но есть на ней несколько жёстких участков. За них и берёт деньги наш проводник Иван, без которого здесь не обойтись.

Разъезд на 42-м километре: где кончаются провода

Следующая точка — разъезд «42 километр». Здесь стоит скромный вокзальчик и странная будка, похожая на тумбу для афиш. Обратите внимание на столбы — именно здесь заканчиваются провода. Над разъездом нависает козловый кран. Это наследство одной из попыток реанимировать дорогу в 2000-х. Тогда планировали перегружать руду с машин в вагоны. Судя по всему, новые инвесторы тоже планируют восстановить линию только до этого места.

Вокруг — хаос не разрушенных, а так и недостроенных конструкций. Место выглядит как стройка, которую заморозили вчера.

Вавилонская стена и мост на спичках

Здесь же находится первое по-настоящему впечатляющее сооружение линии — длинные галерея и мост. Им особую зрелищность придаёт остроконечная трёхглавая гора на фоне. На галерее красуется автограф «Мостоотряда-97». Это не дата, а подпись строителей.

Сама галерея напоминает ступенчатую Вавилонскую стену. А вид с неё открывается потрясающий — на всю Чарскую котловину. Рядом — мост длиной 347 метров. Его конструкцию «на спичках» отработали ещё на перевалах БАМа. Под мостом — почти пересохший ручей. Но порой здесь случаются паводки, размывающие огромные пади.

Каньон, Кодар и крест на обрыве

За мостом дорога резко взмывает вверх. Начинается каньон речки Нижний Ингамакит. Место невероятно красивое: извилистые пути петляют по склонам, а на горизонте высится хребет Кодар, похожий на окаменевшую стену пламени. На его фоне виден городок строителей комбината и одинокая сотовая вышка. Сигнал здесь такой, что можно было бы писать этот репортаж прямо с камня среди лиственниц.

Вдоль путей валяются железяки и остатки защитных стенок. Рельсы покорёжены — грунт в насыпях продолжает двигаться. А на обрыве стоит деревянный крест. Обычно такие ставят в память о политзаключённых БАМа. Но эту дорогу строили гораздо позже. Говорят, здесь были несчастные случаи. Может, крест — в память о водителе сорвавшегося в пропасть УАЗа.

Кодар уходит за поворот, а самые красивые и дикие места Чинейской дороги только начинаются. Дальше — вглубь гор, рельсы обрываются, а цивилизация остаётся далеко позади.