Кино

Большая маленькая ложь: новая драма Бенуа Жако «Сюзанна Андлер»

Сюзанна Андлер (Шарлотта Генсбур) — женщина красивого возраста, жена успешного мужчины и мать двоих дочерей. Стоя на просторной террасе неприлично дорогой виллы и любуясь на морской берег, она рассуждает о том, как здесь разместить детей и провести отдых. В глазах Сюзанны — старческая усталость, несмотря на внешний лоск и статус женщины миллионера. Она попутно начинает рассказывать свою историю ривьеру, безмолвно прося его об участии. Ей изменяет муж.

Сюзанна Андлер не скрывает безразличия ко всему, что находится внутри дома и за его пределами. Вилла, в которой происходит действие сюжета, такая же безликая и неживая, как и сама женщина. Тяготы внутренних переживаний демонстрируют и клишированные синие занавески.

Сюзанне Андлер невозможно не посочувствовать в этой ситуации, хотя и говорит она о предательстве мимолетно, будто это в порядке вещей. Она компенсирует свою обиду и печаль шикарной леопардовой шубой и вскользь упомянутыми двумя миллионами — стоимостью аренды виллы. Без эмоций она говорит и о детях, и о богатстве, и о чувствах с молодым любовником, который приходит её навестить. Но кто же эта женщина? Кого она любит и ненавидит? Чего она хочет на самом деле?

Лента «Сюзанна Андлер» снята Бенуа Жако по пьесе Маргерит Дюрас. Действие фильма происходит в 60-х годах в течение одного дня и в одной локации. Камерная атмосфера повторяет замкнутость героини и всех вынужденно запертых с ней в этой комнате: красавца-любовника Мишеля (Нильс Шнайдер), который никак не может уйти (или не хочет); мужа Жана, который даже сейчас не рядом; призраков прошлых отношений Сюзанны и всех женщин её супруга. Ей тесно в этом просторном доме и в своем теле, обрамленном в дорогое мини-платье от YSL.

В этой истории много «до», о котором Сюзанна не говорит честно. Она лжет и любовнику, поначалу даже не называя его имени. Выдумывает истории подруге, с которой ей изменял муж. Женщина закуталась в клубок из лжи и притворства, как в дорогую шубу, которая надета на ней на протяжении всего фильма. И только мужу она говорит правду: то ли чтобы попробовать сделать ему больно, то ли уже от безразличия.

Охарактеризовать фильм можно одной фразой, сказанной героиней: «Мы не любим друг друга, мы просто занимаемся любовью». Вечерами Сюзанна пьет, чтобы хоть немного приблизиться к внутренней свободе и забыть обо всем. Днем она связана узами ненавистного брака, в котором еще теплятся чувства, но уже больше родственные, чем супружеские. И только в финале, когда вся правда, скрытая даже от самой Сюзанны, всплывает на поверхность, она наконец показывает искренние эмоции и перестает монотонно «заниматься любовью».

Зритель как бы подглядывает за героями через замочную скважину, а режиссер выводит их то на свет, то в темноту, создавая контраст между ложью и правдой, любовью и притворством. Женщина остановилась во времени, но тщательно следит за часами, будто в определенный момент ей предстоит сделать выбор. С одной стороны молодой и красивый любовник, у которого не миллионов, зато есть свобода. С другой — иллюзия счастливого брака. Свой выбор она делает в темноте, чтобы скрыться от тех призраков, которые не покидали женщину ни на минуту.

Несмотря на то, что пьеса, которая легла в основу фильма, создана в 60-е годы, история как никогда актуальна. Она о том, как тяжело женщине сделать выбор, долгое время находясь в зависимости; как снова впустить в свою жизнь любовь и обрести долгожданную свободу, борясь со страхом неизвестности. И о счастье наконец стать собой.