Режиссер «Под ударом» Николай Саркисов: «Много людей собираются, ругаются, трудятся и выкладываются на полную, чтобы снять хорошее кино»
Эксклюзивное интервью boda.
Премьера американской спортивной драмы «Под ударом» в российских онлайн-кинотеатрах состоялась в конце этого августа. Главную роль в фильме исполнил Стивен Дорфф («Блэйд», «Настоящий детектив»), а сценаристом картины стал автор «Американской истории Х» Дэвид МакКенна. Однако режиссерское кресло проекта занял наш соотечественник — Николай Саркисов. О союзе российского режиссера и американского кинематографа — в эксклюзивном интервью boda.
Николай, расскажите, как состоялось Ваше сотрудничество с американским продакшном? На каком этапе Вы присоединились к работе над картиной?
История началась с того, что мы совместно с несколькими продюсерами из России и США хотели сделать фильм об истоках российского футбола и приурочить его выход к Чемпионату мира, проходившему в нашей стране в 2018 году. Футбол в Россию привезли англичане — этот вид спорта создавался ими с целью отучить своих рабочих драться стенка на стенку, так как это травмоопасно, и приучить их к футболу, что слегка менее травмоопасно. Для кастинга англоязычных актеров я уехал в Лос-Анджелес, однако пока я там был, по ряду причин проект развалился.
Параллельно наши партнёры работали над сценарием фильма «Под ударом» с Дэвидом МакКенной и дали мне этот сценарий почитать. Я сразу влюбился в этот проект, но не мог к нему присоединиться, так как был занят картиной о футболе. Когда ее съёмки отменились, я с надеждой позвонил Дэвиду и спросил, прикрепили ли уже режиссера к его проекту. Оказалось, что место свободно. Я обратился к продюсерам и владельцам идеи, рассказал, почему я идеально подхожу для того, чтобы снимать этот фильм и спустя какое-то время меня утвердили в качестве режиссера.
Расскажите немного о кастинге — как подбирались актеры на главные роли? Правда ли, что прототипом героя Кэша (Стивен Дорфф) стал боец Коннор МакГрегор?
Одна из наших продюсеров была знакома со Стивеном Дорффом и после прочтения сценария сразу предложила его на роль Кэша. Стивен прочел сценарий и нашел себя в нем. Мы очень много говорили с ним по поводу образа, и он искал вдохновение везде — как в мире боевых искусств, так и в профессиональном рестлинге. Стивен много экспериментировал со своей внешностью, присылал мне фото и рассуждал о том, как он видит образ, и как его внутренний мир отразился бы на внешности персонажа. Так, например, золотой зуб у Кэша был идеей Стивена.
Участвовали ли в съёмках спортивные эксперты, представители сферы? Насколько спортивная составляющая картины близка к реальности MMA?
Да, конечно, мы много внимания уделили съемкам сцен в октагоне. Наш постановщик драк, Фернандо Чен — эксперт по бразильскому джиу-джитсу. Также на площадке присутствовал Тайрон Вудли — экс-чемпион UFC. Кроме того, подготовкой бойцов занималась команда SBG Birmingham Криса Коннели — он тренирует сразу нескольких бойцов UFC, которые также участвовали в съемках и помогали готовить актеров. Мы уделяли много внимания деталям, и, думаю, что максимально приблизили картинку к реальности ММА.
Жанр спортивной драмы насчитывает множество фильмов, и за долгое время своего существования успел обрасти достаточным количеством клише. Как Вы считаете, удалось картине сказать что-то новое в этом жанре, или же приёмы, проверенные годами, не нуждаются в доработке?
Хороший вопрос, но, мне кажется, на него должен отвечать не я, а зритель. Когда ты снимаешь кино, ты в первую очередь думаешь о истории и как ее лучше донести — что поможет понять персонажа и его внутренний мир, состояние, мотивации. У меня есть определенный киноязык, на котором я общаюсь с аудиторией — хочется верить, что он достаточно свежий и уникальный, чтобы заинтересовать зрителя.
Американское издание LA Times в своей рецензии достаточно высоко оценило фильм, а сценарий Дэвида МакКенны отметило как «умный и проникновенный». Каково это — работать с автором ставшей уже культовой «Американской истории Х»? Вносили ли вы свои корректировки в сценарий, или же полностью доверились видению сценариста?
Конечно, я нервничал — c материалами Дэвида работал и безумный гений Тони Кэй («Американская история Х»), и слишком рано ушедший Тэд Демме («Кокаин») и наикрутейший Кларк Джонсон (S.W.A.T.: Спецназ города ангелов). Оказавшись в такой компании, очень не хочется ударить в грязь лицом. Что касается доработок сценария: кино — коллективная форма искусства, и каждый участник вносит что-то свое. Актеры — через прочтения, оператор — через тон, режиссер монтажа вообще может пересказать всю историю иначе. Что касается меня, то были некоторые вещи в истории, которые не совпадали с моим видением мира, их мы с Дэвидом и поменяли.
Согласно профайлу на портале «КиноПоиск», «Под ударом» является вашей первой работой в США в качестве режиссёра. Отличается ли американский подход к кинематографу от отечественного? С какими трудностями, или, может, наоборот, с плюсами работы с американским продакшном вы столкнулись?
Наверное, я мог бы пару дней рассказывать о том, как отличаются процессы, но меня больше всего удивило не насколько они отличаются, а насколько они похожи. Да, в США больше правил, лучше кормят, но сама суть съемок от этого не меняется. Много людей собираются, ругаются, трудятся и выкладываются на полную, чтобы снять хорошее кино.
Каковы ваши дальнейшие планы в качестве режиссера и продюсера? Планируется ли у «Под ударом» сиквел?
Пандемия практически заморозила независимое кино в США, так что я вернулся в Россию и совместно с компанией «БЛИЦ ФИЛЬМ» готовлю несколько сериалов, документальных и полнометражных фильмов для российского и международного рынков. Что касается «Под ударом», мне кажется, мы рассказали эту историю, и пока добавить к ней нечего.
Читайте boda в: