Путешествия

Затерянные в тайге: как в России за два года выросла новая 500-километровая железная дорога

Generated by DALL·E

В конце октября по Якутии прошел необычный поезд. Он состоял из тепловоза, двух пассажирских вагонов и двадцати груженых углём полувагонов. Казалось бы, рядовое событие. Но этот состав шёл там, где ещё два года назад была лишь глухая тайга. Поезд стал первым на новой Тихоокеанской железной дороге. Линию длиной в 531 километр построили с нуля. Сделали это быстро и без лишнего шума.

Зачем понадобилась дорога?

Всё просто — для угля. Новая магистраль соединила гигантское Эльгинское угольное месторождение в Якутии с побережьем Охотского моря в Хабаровском крае. Эльгинский уголь — особенный. Он высокого качества, с низким содержанием серы. Его сравнивают с лучшими австралийскими марками. Спрос на него в странах Азиатско-Тихоокеанского региона огромен. Раньше уголь вывозили только по ветке на Байкало-Амурскую магистраль. Мощностей не хватало. Новая дорога решает эту проблему и разгружает БАМ.

Стройка в условиях экстрима

Идея прозвучала в 2021 году. Первоначальный план был неспешным — строить пять лет, до 2027 года. Но инвесторы решили ускориться в несколько раз. Работы начались в 2022-м. Стройка шла в невероятных условиях. Зимой температура опускалась до минус 60 градусов. В таких условиях возводили сложные железнодорожные мосты через реки. Несмотря на морозы и сложный рельеф, за два года уложили сотни километров пути, построили станции и разъезды.

Кто стоит за проектом?

Дорогу построила частная компания — УК «Эльга». Ей принадлежит угольное месторождение. Инвестиции в проект оцениваются почти в 150 миллиардов рублей. Все средства — частные. Ключевая фигура проекта — Альберт Авдолян. Он пришёл в угольный бизнес в 2020 году, купив активы у «Мечела». За короткое время его компания стала крупным игроком на рынке. Авдолян известен в деловых кругах. Он был сооснователем компании Yota. Теперь его основной актив — уголь.

Что дальше?

Дорога уже работает. По ней повезут уголь на новый терминал у Охотского моря. Планируется, что в сутки будет проходить до 18 пар грузовых поездов. На линии будут работать около 1,5 тысяч человек. Пассажирские перевозки здесь не планируются. Это чисто грузовая, промышленная артерия. Есть и вопросы. Эксперты омечают риски. Если мир начнёт активнее отказываться от угля, проект может стать менее выгодным. Но пока спрос высок, дорога обещает быстро окупиться.

Тихая стройка века

Это один из крупнейших частных инфраструктурных проектов в современной России. Его построили в рекордные сроки в одном из самых суровых мест страны. Новая стальная магистраль — это не просто путь для вагонов. Это стратегический выход к океану для якутского угля. И серьёзная заявка на то, чтобы изменить логистику всего востока страны.