Под Москвой спрятан гигант: история последнего мегапроекта СССР
Заброшенный подземный город. 21 км тоннелей под Москвой. Последний мегапроект СССР
Generated by DALL·E
В 130 километрах от столицы находится объект, который по масштабам можно сравнить с кольцевой линией метро. Это подземный комплекс УНК — кольцо протяжённостью 21 километр и диаметром около пяти метров. Строительство задумывалось как шаг в будущее советской науки, но в итоге превратилось в один из самых загадочных заброшенных проектов страны.
Город, выросший на дне древнего моря
Для будущего комплекса выбрали место на границе Московской и Калужской областей. В 1960-е годы здесь построили наукоград Протвино. Особенность территории — грунты древнего морского дна, устойчивые к колебаниям. Это позволяло возводить крупные объекты, требующие защиты от сейсмических рисков.
Протвино разрабатывался как научный центр с комфортной городской средой. Дома строились по индивидуальным проектам, кварталы сохраняли природные лесные массивы. В городе работали школы, магазины, Дом учёных, куда приезжали артисты и музыканты. Для физиков создавали условия, которые по тем временам считались по-настоящему привилегированными.
Как появился первый ускоритель
Работы стартовали в 1961 году. Финансирование шло беспрецедентное, а руководство стройкой передали военным специалистам, у которых уже был опыт в создании подобных объектов. Так появился ускоритель У-70 — сегодня самый мощный в России. Установка представляет собой большое кольцо длиной около полутора километров, спрятанное внутри гигантского магнита весом 20 тысяч тонн. Здесь разгоняют частицы почти до скорости света, изучают их столкновения, исследуют влияние радиации на электронику и отрабатывают методики точечного облучения опухолей.
Зачем нужен коллайдер
Принцип работы ускорителя сравнивают с разборкой игрушки: чтобы узнать устройство предмета, его приходится разбивать на части. В физике роль таких «разбитых игрушек» исполняют частицы, сталкивающиеся на огромных энергиях. Из их «осколков» учёные составляют картину процессов, которые происходят внутри материи.
Но для исследований такого уровня требуется колоссальная технология и не менее колоссальные деньги. Именно поэтому следующий проект — ускорительно-накопительный комплекс УНК — стал самой масштабной стройкой позднего СССР.
Последнее кольцо Союза
В 1983 году начали строительство нового подземного тоннеля. Планировалось два кольца: существующий У-70 и гигантское 20-километровое кольцо УНК. Работы шли медленно, пока в 1987 году не было принято решение ускорить процесс. Через год Советский Союз закупил современные проходческие комплексы, и скорость рытья выросла в разы. Уже в 1989 году удалось проложить большую часть тоннелей.
Однако к началу 1990-х проект столкнулся с финансовым кризисом. Стройку пытались законсервировать, но расходы на это оказались слишком высокими. Тоннели, не поддерживаемые должным образом, могли стать угрозой для региона.
Замкнуть кольцо удалось… но поздно
К 1994 году строители соединили последние участки и фактически завершили 21-километровый туннель. Но денег уже не хватало даже на зарплаты. Решающим стало другое: Россия приняла решение участвовать в строительстве Большого адронного коллайдера в Европе. После этого будущее УНК стало неопределённым. Завершение проекта признали экономически бессмысленным.
Что осталось сегодня
Часть сооружений УНК заброшена, часть — под охраной. Ежегодно выделяются средства на откачку воды и поддержание безопасности. Идей по использованию объекта много — от научного центра до туристического маршрута, — но все упираются в стоимость работ.
Тем не менее ускоритель У-70 продолжает работать. Он остаётся важной исследовательской установкой, на которой проходят эксперименты мирового уровня.