Путешествия

Подземный архив МИД: как устроен бункер «Шоколадник»

Изображение сгенерировано нейросетью Dall-e

История объекта

«Бункер-703», известный также как «Шоколадник» или Объект «ЧЗ-703», был построен в 1950-х годах как второй спецархив Министерства иностранных дел СССР. Он предназначался для хранения особо важных документов и имел первый класс капитальности.

Проектное название «ЧЗ-703» расшифровывается как «Чужой Заказ №703». Такой формат применяли при строительстве секретных объектов под видом обычных работ, например станции метро или вентиляционной шахты. Объект ввели в эксплуатацию 10 ноября 1961 года. Подземная площадь составила 1216 квадратных метров, а сметная стоимость строительства — 533 070 рублей.

Секретность сопровождалась байками: по одной версии, здесь хранился шоколад с фабрики «Ротфронт», по другой — трофейный немецкий шоколад, что дало объекту прозвище «Шоколадник».

Проблемы после распада СССР

После 1991 года бункер столкнулся с проблемой гидроизоляции. В январе 2005 года грунтовые воды прорвались внутрь. К устранению привлекли службы метрополитена и городские аварийные службы.

Все документы были эвакуированы, а работы по восстановлению гидроизоляции начались в 2006 году. Однако из-за нехватки финансирования реконструкция была заморожена. Объект простоял в таком виде почти десять лет, посещаемый лишь обходчиками и редкими диггерами.

В 2018 году бункер рассекретили и передали Центру изучения современной фортификации. Сейчас он работает как музей, а при ЧС может использоваться как убежище.

Вход и маскировка

Вход в бункер расположен среди жилых домов рядом с детским садом. Его выдаёт лишь глухой забор с сигнализацией и камерами. На проходной теперь висит табличка музея. Слева — ворота для спецтранспорта МИД, справа — вход для сотрудников. Сохранился даже почтовый ящик в оригинальном оформлении. Главный вход скрыт под маскировочным сооружением. На верхнем этаже — вентиляция, лифтёрная и служебные помещения, на нижнем — первый лифт и лестница для пешего спуска.

Лифты и стволы

Лифтовая кабина рассчитана на 2000 кг. Спуск по первому стволу ведёт на глубину 11 метров к подходной потерне длиной 30 метров. Тамбур-шлюз защищён двумя дверями. Первая — пятитонный сдвижной железобетонный затвор для защиты от взрывной волны. Вторая — герметическая дверь весом более тонны. Она предотвращала попадание заражённого воздуха в бункер.

Из тамбура начинается второй главный ствол глубиной 43 метра и диаметром 5 метров, ранее использовавшийся при строительстве метрополитена. Устье ствола было закрыто железобетонной пробкой и засыпано.

Технические системы

В бункере два лифта, лестница и несколько подходных потерн. На нижних уровнях расположены блоки жизнеобеспечения: насосные, канализация, отопление, горячее и холодное водоснабжение. Есть помещения для сотрудников, включая санузлы, раздевалки и баки аварийного запаса воды. Кислородные баллоны позволяют поддерживать уровень кислорода при полной изоляции.

Климатическая установка регулирует температуру, влажность и состав воздуха. Центральный кондиционер работает совместно с холодильными машинами и вентиляционными циклами. Система поддерживает +17°С и влажность около 50% в хранилищах документов.

Хранилища документов

Рядом с системами климат-контроля расположены блоки спецхранилища. Там стояли металлические шкафы для документов — всего 100 штук, вместимостью до 40 тонн. Дополнительно использовались стеллажи для ещё 80 тонн документов. Через технологический ходок обеспечивалась доставка тяжёлого оборудования и документов из тоннелей метрополитена. Все входы и шлюзы оборудованы гермодверями и клапанами избыточного давления для защиты от внешней среды.

Энергоснабжение и силовые блоки

Система энергоснабжения включает трансформаторную, распределительные устройства и пульты управления. Аккумуляторная обеспечивает автономность на случай отключения внешнего питания. Тамбур с клапанами избыточного давления защищает помещение от взрывной волны, а в рабочем пространстве сохранены оригинальные устройства контроля заряда.

«Шоколадник» — пример инженерного мышления середины XX века. Конструкции и технические системы сохранились в почти первозданном виде. Сейчас объект открыт для экскурсий, а его инженерные решения служат учебным материалом для диггеров, историков и инженеров.