Мёртвое озеро, вампиры и подводный город: легенды Беларуси, в которые всё ещё верят
Белорусские легенды: как мифы и предания формируют культурную карту страны

Изображение сгенерировано нейросетью Dall-e
Мифы и предания, передающиеся из поколения в поколение, формируют уникальный культурный код Белоруссии. Они влияют на восприятие природы, истории и даже быта, сохраняя связь с конкретными географическими точками. Редакция издания «Новости Беларуси» рекомендует путешествуя по таким местам, чтобы почувствовать дыхание прошлого и прикоснуться к культуре.
Озеро Свитязь и миф о затонувшем городе
Считается, что на месте озера когда-то стоял город, который ушёл под воду, чтобы не сдаться врагам. По легенде, очертания зданий до сих пор видны в воде.
Машека — герой Могилёва
Благородный разбойник Машека стал символом города. Его история — пример того, как предание становится частью городской культуры и самосознания.
Вампиры и упыри деревни Паре
Жители деревни Паре (Пинский район) до сих пор рассказывают о нечистой силе. Щиты и осиновые колья на кладбищах служат защитой от вампиров — по старинному поверью.
Мёртвое озеро и русалки
По преданию, на месте Мёртвого озера был целебный источник, охраняемый русалками. После конфликта с казаками они затопили местность. С тех пор озеро остаётся безжизненным.
Подземные голоса и кресты под водой
В Бресте, у руин монастыря, якобы слышны голоса монахов. А в озере Шо под определённым углом света можно заметить кресты на дне — будто там находится затопленное кладбище.
Живой обряд — проводы русалки
В деревне Великий Бор ежегодно проводят обряд, символически изгоняя дух русалки. Это традиция, сохранившаяся с древних времён, в которой участвуют молодёжь и старшие.
Куда отправиться за легендами
- Березинский биосферный заповедник — сочетание природы и мифов.
- Деревня Озерцо — этнографический комплекс, погружающий в быт предков.
- Паре, Великий Бор, озёра Свитязь и Шо — места с мистическим фоном.
- Несвижский и Мирский замки — архитектурные символы, наполненные легендами.
Белорусские мифы живут не в книгах, а в деревнях, лесах, водоёмах и обрядах. В таких местах границы между реальностью и вымыслом стираются.