Культура

Как уличное искусство преображает облик белорусских городов

© A. Krivonosov

Граффити, муралы и уличные инсталляции становятся новым лицом городов Белоруссии. Из подпольной субкультуры стрит-арт превратился в полноценную форму визуального высказывания и важный элемент культурной идентичности. Особенно ярко это движение проявляется в Минске, где арт-фестиваль Vulica Brasil сделал Октябрьскую улицу галереей под открытым небом. В числе звёзд — OsGemeos, Cowek, Mutus и Ramon Martins, чьи работы уже украшают стены Сан-Паулу и Лиссабона.

Один из самых запоминающихся муралов столицы — «Мой Минск»: девочка с папоротником на фоне старого города будто переносит зрителя в другую эпоху, где переплетаются мифы и история. А на улице Притыцкого современные художники из Беларуси, Испании и Сербии размышляют о будущем: о технологиях, цифровой реальности и новом героизме.

За пределами столицы уличное искусство также набирает обороты. В Могилёве создана интерактивная карта городского стрит-арта, в Полоцке — мурал в честь меча X века, а в Бобруйске художник Леонид Нифедов превращает скучные фасады в трогательные сцены из жизни и портреты знаковых личностей.

Белорусский стрит-арт не просто украшает улицы — он становится способом рассказать о прошлом, мечтать о будущем и диалогом с настоящим. В условиях серых панелек и сдержанной архитектуры эти работы становятся вспышкой цвета, смысла и вдохновения. Как сообщает издание «Новости Беларуси», путеводители и онлайн-карты помогут открыть республику через её уличную поэзию — стену за стеной.