Культура

От Живерни до Венеции: Путешествие по пейзажам Клода Моне

Наверное, каждый хоть раз видел впечатляющие картины всемирно известного живописца Клода Моне. В его работы невозможно не влюбиться — они передают эмоции и чувства, навеянные природой в момент созерцания. Именно благодаря Моне появилось новое направление в живописи под названием «Импрессионизм», название которого происходит от одной из картин художника, написанной на закате солнца в Гавре — «Впечатление» (фр. «Impression»).

В своих письмах Моне каждый раз восхищался красотой пейзажей, и этим изумлённым взглядом он блуждал по Франции и за её границами — в Англии или Италии. Брезгливо озираясь по сторонам, с тревогой следя за непрестанными колебаниями света, он часто довольствовался простым рисунком, как, например, стог сена. Для него, как и для его соплеменников-импрессионистов, важен не столько пейзаж, сколько ощущение, производимое этим кусочком природы. Редакция издания Boda предлагает вместе с великим художником совершить путешествие по невероятным местам, которые вдохновят Вас и подарят только положительные эмоции.

Фонтенбло

Лес Фонтенбло всегда был местом, притягивающим художников, работающих в разных стилях. А с 1830-х годов каждый ученик обязательно должен был побывать тут. Рядом с обширным лесным массивом находилась деревушка Барбизон, где и снимали жильё многие художники, в том числе и Моне.

Однако, вопреки обычаю юных живописцев, следующих по стопам Теодора Руссо, Коро или Тройона, он не останавливался в знаменитом трактире «Ганна», чтобы, по совету Сислея, не натыкаться на учеников так называемой «барбизонской школы», которые творили в стиле реализма. Вместо этого он поселяется в Шайе-ан-Бьер, где и появляются такие его работы, как «Дорога из Шайи», «Дуб Бодмера» и «Завтрак на траве».

Нормандия

Летом 1867 года, пока жена Камилла рожала одна в Париже, Моне находился в Сент-Адресе, близ Гавра, чтобы примириться с благосклонностью отца. Моне принадлежала резиденция с видом на море на том курорте гаврейской буржуазии, где он познакомился с Йонгкиндом, голландским художником, позднее оказавшим огромное влияние на его творчество. На террасе в Сент-Адресе, нарисованной из этого дома, Моне изображает свою семью, созерцающую ход кораблей на волнах.

Аржантей

У «барбизонской школы» местом паломничества был лес Фонтенбло, в то время, как импрессионисты устремили свой взор на запад Парижа. Местечко находится в петле Сены близ Сен-Жермен-ан-Ле, между Бугивалем, Лувесьеном, Марли и Аржантеем. Парижане приезжали сюда развлекаться в выходные или летом, таким образом предлагая художникам сцены, характерные для современной жизни того времени. Именно там, на острове Круази расположен знаменитый «La Grenouillere» (дословно в переводе с французского — «Лягушатник»), который являлся одним из самых оживленных мест отдыха и стал предметом настоящего живописного рыцарства между Моне и Ренуаром, которые написали здесь свои шедевры.

В 1869 году импрессионист переезжает в Аржантей, где обустраивает себе лодку-мастерскую, которую увековечил в своей картине Эдуард Мане. Здесь Клод Моне познакомился с Гюставом Кайботтом, большим любителем парусного спорта, который вскоре также стал художником. И именно тут был создан один из его самых знаменитых шедевров — «Маки».

Париж

В Париже Моне проявлял интерес как к самому древнему городу, так и к современным постройкам. Об этом свидетельствуют его изображения средневековой церкви Сен-Жермен-л’Осеруа или сада Инфанты. В то время, как Европейский квартал предлагал Моне более современные мотивы, начиная с вокзала Сен-Лазар, где художник предпочитает изображать поезда, идущие под навесом от доков. Тем не менее, живой Париж не сводился для Моне только к этому знаковому памятнику современности — он также включал в себя множество городских сцен, особенно на бульварах. Примером является его работа под названием «Карнавал на бульваре Капуцинок», написанная в 1873 году.

Ветёй

В этой маленькой деревушке импрессионист жил с 1878 по 1881 год. Зимой Моне стал свидетелем одного из впечатляющих явлений природы. В 1880 году был такой сильный мороз, что Сена замёрзла. И вот, однажды, среди ночи художник подорвался с постели от оглушительного грохота — оказалось, что река стала оттаивать, из-за чего лёд стал трескаться и ломаться. Моне сразу же подхватил кисти и мольберт, чтобы запечатлеть это событие. В результате чего, на свет появилась целая серия картин.

Нормандское побережье

В 1885 году Моне снова возвращается к изучению побережья Нормандии, где часто изображает скалы, пляж, море, рыбаков и их корабли в разное время суток. Однажды, он встретил здесь писателя Ги де Мопассана, который описал импрессиониста, как «охотника, нежели художника, который шёл следом за детьми, несших его полотна, которые изображали один и тот же предмет в разное время и с разными эффектами». Моне очень любил «ловить» рыбаков и отображать простые сюжеты с их участием на своих картинах. Одним из любимейших его мест стала рыбачья лачуга. Чувствительный к поэзии этой скромной постройки, раздавленной массой скал, Моне не раз рисовал ее.

Средиземное море

Живописец признавал, что работа над картинами, изображающими море — требует титанических усилий. Он не мог привыкнуть к средиземноморскому свету, вероятно поэтому за период его пребывания в Бордигере, он больше увлечен пышными садами, чем морскими мотивами. Спустя несколько лет, художник получил разрешение запечатлеть эдемские виды на залив, окруженный городом-стеной, с мыса Антиба.

Бель-Иль

На этом острове в Бискайском заливе, одетый, как матрос Моне сражался с порывами ветра, привязывая мольберт с помощью веревок к камням, изображая неправдоподобно красочное море. Ему понадобилось 70 дней, вместо запланированных 10, для того, чтобы выйти победителем из этой суровой схватки.

Крёз

Следующей остановкой Моне стал Фресселин, где появились замечательные пейзажи долины Крёз. Здесь были созданы невероятные виды с мрачными оттенками, однако, не теряющие своего очарования. Эта серия картин знаменует решающий шаг в генезисе его полотен.

Живерни

В 1883 году Моне приобрел красивый розовый дом с зелёными ставнями, окруженный фруктовым садом, который он постепенно облагораживает. При помощи садовников он подбирает растения, устраивает их посадку и заранее намечает цветовое распределение в зависимости от того, когда распускаются первые цветки. А 10 лет спустя, его сад превращается в самый прекрасный шедевр, созданный Моне.

Лондон

В 1870 году, когда Моне в первый раз побывал в Лондоне, ему не удалось создать большое количество картин. Однако, он заразился идеей побывать в этом городе снова, чтобы «попытаться нарисовать там некоторые эффекты тумана на Темзе». В конце концов, его задумка воплощается во время его поездок между 1899 и 1891 годами. Мост Чаринг-Кросс, Ватерлоо и парламент изображены в приглушенном свете, разливающемся над Темзой. Эти картины, в основном, были завершены уже в Живерни.

Венеция

Когда Моне впервые увидел Венецию, его мнение было очень категоричным: «слишком красиво, чтобы быть нарисованным». Этот пейзаж из воды, камня и света вдохновляет его на множество полотен, и, чтобы лучше понять бесконечные оттенки, художник создает себе гондолу-мастерскую, как во времена Аржантея. В очередной раз он подвергает себя ледяному ветру лагуны и осенним дождям, чтобы нарисовать Дворец Дожей, базилику Санта-Мария-делла-Салюте или Гранд-Канал.

Читайте boda в: